Закон джунглей

Просмотров: 5 636 0

Любая девочка может стать гимнасткой, если у нее есть голова, убеждена Ирина Винер

Зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити была ознаменована рядом громких допинговых скандалов. Затем - художественная гимнастика: российские спортсменки Алина Кабаева и Ирина Чащина за употребление недозволенных препаратов были лишены золотой и серебряной медалей, завоеванных ими на последнем чемпионате мира. Об этом и о проблемах художественной гимнастики мы беседуем с главным тренером российской сборной Ириной Винер.

-Ирина Александровна, каковы последние новости в связи с допинговым скандалом вокруг ваших воспитанниц?

- Никаких новостей пока нет. Мы подали апелляцию, которая будет рассматриваться 5 мая на исполкоме в Токио. Туда поедут наш адвокат и руководитель антидопингового центра Олимпийского комитета России профессор Дурманов.

- Как, по-вашему, может закончиться это рассмотрение?

- Когда все это произошло, президент Международной федерации художественной гимнастики мне сказал: "Вы сталкиваетесь с таким впервые, а нам давно известно, что подделка всяких препаратов, в том числе и пищевых добавок, приносит доход не меньший, чем торговля оружием и наркотиками". Нам остается доказывать, что в данном случае мы имеем дело со звездами и что произошла чудовищная случайность. Принимать допинг в художественной гимнастике - просто идиотизм, а обнаруженный у девочек фуросемид - отрава, которая, кроме зла, им ничего принести не может. Для меня было настоящим ударом, что их наказали столь строго. Но события развернулись во время зимней Олимпиады, когда поднялась допинговая истерия. Имя такой звезды, как Алина Кабаева, по всей видимости, было нужно, чтобы показать, что и в художественной гимнастике не все в порядке.

- То есть вы допускаете, что решение останется неизменным?

- Я не хочу строить прогнозы. Когда начинаются любые соревнования, я лишь показываю пальцем в небо, хотя сама готовлю девочек. Элемент чуда весьма велик. Такое чудо произошло на недавних соревнованиях во Франции, когда наш третий состав выиграл буквально все награды. Наш гимн много раз прозвучал в Париже. Многое зависит и от судейства, и от настроя спортсменок, и от чуда, которое либо произойдет, либо нет.

- Несколько общих вопросов касательно вашего вида спорта. Какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошей гимнасткой?

- Прежде всего талантом. Во внешних данных девочки должно быть нечто выразительное - для меня это очень важно. У нее даже может не быть хорошей растяжки, это не страшно - терпение и труд все перетрут. Дело не в физических данных, ум и талант могут совершить чудо. Ко мне однажды пришла девочка, у которой помимо ангельского лица ничего не было: фигура некрасивая, ноги нерастянутые, стопы ужасные. Сейчас она стоит у станка с самыми талантливыми спортсменками и абсолютно не выделяется. Конечно, хорошо, когда приходит красавица с длинными ногами и гибкой спиной, но зачастую у таких красавиц бывает тяжелый характер, с которым бороться еще труднее, чем с проблемами физического плана. За время работы я поняла такую вещь: Бог дает какие-то данные, но взамен он требует, чтобы человек преодолевал себя в чем-то другом. Например, Алина Кабаева - золотой человек во всех отношениях: чудесный характер, блестящие спортивные данные, она умеет собраться и выступить. Но она склонна к полноте. Значит, она всю свою спортивную жизнь должна голодать. Этим она должна платить за все, чем ее одарила природа. А Амина Зарипова ела все, что хотела, до тех пор, пока ее живот не поднимался выше носа, но все очень быстро исчезало, не оставляя никакого следа. Правда, у нее был ужасный характер, с которым она все время должна была справляться. У каждого свой счет, по которому он платит за отпущенный талант.

- Художественная гимнастика - спорт специфический, смыкающийся с искусством. Можно ли говорить о его близости, например, к балету?

- Я отвечу так. Есть прекрасная новелла Проспера Мериме "Кармен", на ее основе возникла великолепная опера Бизе, потом появился блестящий балет "Кармен-сюита", в котором Плисецкая рассказала эту историю при помощи движений, недавно у нас выступал Национальный балет Испании, который потрясающе представил "Кармен" в стиле фламенко, а мы поставили номер, в котором Алина Кабаева рассказывает "Кармен" за полторы минуты. У нас нет элементов национального танца, нет балетных движений, мы используем разные части музыки и феномен Кабаевой, рассказ ведется средствами художественной гимнастики. Мы близки не к балету, а к искусству.

- А каков баланс: чего больше - спорта или искусства?

- Самую большую похвалу я получила от моего почти гениального супруга. Он посмотрел по телевизору номер Барсуковой "Умирающий лебедь" на чемпионате Европы и сказал: "Это уже не художественная гимнастика, это искусство". Вот к этому мы стремимся! Когда от выступления идет мороз по коже, значит, все получилось. Вот мой критерий. Причем музыка здесь не играет главной роли. После "Кармен" Алина танцует дискотечную обработку "Хава нагилы", здесь и движения, и атмосфера совершенно иные, но эффект тот же. Момент истины как раз и состоит в радикальных перевоплощениях в рамках одной программы.

- Одна из целей вашей работы - создание звезд. Там, где возникает их скопление, неизбежны зависть и всякого рода козни...

- У нас этого нет. Видимо, мне удалось кое-что в этом направлении сделать. Здесь господствует закон джунглей: побеждает сильнейший. Любимчиков нет, может появиться звезда, которая должна очень много работать, поэтому ей необходимо уделять больше внимания. Сейчас получилось так, что у меня украли Кабаеву и Чащину, я полностью переключилась на маленьких девочек из третьего состава и подняла их. Все звезды сидели молча, потому что понимали: именно этим девочкам предстоит отстаивать честь нашей страны во Франции. Никаких дрязг среди моих воспитанниц никогда не было! Заявляю это со всей ответственностью.

- С какого-то момента возраст гимнасток довольно сильно уменьшился. Получаемые ими нагрузки каким-то образом сказываются на них?

- Никак не сказываются. Многие заканчивают свою карьеру и после двадцати лет. Например, Амина Зарипова тренировалась до двадцати четырех лет и то закончила по глупости: она не вылежала грипп и получила осложнение. Батыршина ушла потому, что ей показалось, что весь мир любит Алину Кабаеву, а на нее никто не обращает внимания, то есть причина чисто психологическая.

- У гимнасток нет профессиональных заболеваний, как, например, у пловцов?

- Нет. Художественная гимнастика - очень красивый и здоровый вид спорта. Но очень трудоемкий. На тренировочной базе рядом с нами не хотят жить хоккеисты, они говорят: вы столько работаете, что нам просто стыдно. А они не самые ленивые люди. Это футболисты выйдут на поле, часа полтора мяч погоняют, садятся отдыхать, пьют соки и т.д. У нас девочки целые дни проводят в зале вне зависимости от того, будний сегодня день или выходной.

- Из ваших слов можно сделать вывод, что любая девочка может стать художественной гимнасткой?

- Может, но займет в иерархии свое место. Нормальных физических показателей может добиться любая, если у нее с головой все в порядке.

- А какие проблемы доставляет в этом деле голова?

- Ну, например, девочка садится на шпагат, ей больно. Одна зациклится на боли, бросит занятия. Другая сцепит зубы и добьется своего.

- У вас есть формула успеха?

- 90 процентов - труд и характер, остальные 10 - талант. Все очень просто...

Сергей Шаповал, Независимая газета, 05.04.2002скачать dle 11.3

Комментариев:0

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.