Главная > Спорт > Упражнение с лентой

Упражнение с лентой


2 октября 2009. Разместил: Admin
Упражнение с лентойХудожественная гимнастика: у российской сборной нет и не предвидится конкурентов

Алиса из Новосибирска уже три года занимается художественной гимнастикой. В этот спорт ее привела мама, которую не испугали страшилки об искалеченном детстве и измученных детях. Сначала Алиса часто плакала, но постепенно привыкла. "Она достаточно быстро уловила причинно-следственную связь между неприятными минутами растяжки и лихим забрасыванием ноги за ухо", — смеется ее мама. Теперь Алиса с легкостью и удовольствием делает и то, и другое. Художественная гимнастика для России — главный предмет спортивной гордости. Здесь российским спортсменкам практически нет равных: на чемпионатах мира и Олимпиадах достойную конкуренцию пока могут составить разве что гимнастки из Украины и Беларуси. Но и у них это не очень получается.

Начиная с Олимпиады-2000 в Сиднее, россиянки не отдавали никому первого места — ни в личном турнире, ни в многоборье. Вот и на чемпионате мира, который недавно прошел в Японии, сборная России завоевала семь золотых медалей из девяти возможных. Остальные две вдруг достались итальянкам. А главной героиней с шестью золотыми медалями оказалась 19-летняя Евгения Канаева. Она стала абсолютной чемпионкой планеты. Смена поколений прошла безболезненно: на место Алины Кабаевой мгновенно поднялась Евгения Канаева. Особой разницы между ними нет, говорит тренер сборной Ирина Винер: только третья буква в фамилии.
Российский конвейер по производству гимнасток-чемпионок работает на полную мощность. По подсчетам Ирины Винер, остальные соперники отстают лет на 12, и в ближайшем будущем ликвидировать этот отрыв им вряд ли удастся. Международные федерации бьют тревогу: спорт вроде бы есть, а соревнования уже нет — всегда выигрывает Россия. Отношение к российским гимнасткам соответствующее: иногда они выступают в полной тишине — зрители их не приветствуют. Соперники тоже изменили отношение к российским гимнасткам. В прошлом году без золотой медали осталась украинская звезда Анна Бессонова, и главный тренер сборной Украины Ирина Дерюгина обвинила Россию в сговоре с судьями. В результате отстранили от работы на четыре года за "подрывание престижа художественной гимнастики" саму Дерюгину. В этом году она продолжала возмущаться, когда Бессонова снова осталась без "золота": "Японским ножом нам сделали харакири".
Дерюгину можно понять — художественную гимнастику называют чуть ли не самым необъективным олимпийским видом спорта. Из-за этого, кстати, ее уже несколько раз хотели исключить из олимпийской программы, но Ирина Винер, по совместительству еще и вице-президент международной федерации, свое главное детище постоянно отстаивала.
У олимпийцев две основные претензии: фактическое отсутствие борьбы и постоянные скандалы с судейством. Обе проблемы пытается решать сама Винер — в Москве она помогает тренировать узбекских и казахских "художниц", чтобы те на соревнованиях составили российским девушкам хоть какую-то конкуренцию. Приглашает также американцев и европейцев. И постоянно говорит, что хорошо бы изменить судейскую систему — человеческий фактор не должен играть решающей роли.
Однако воз и ныне там. Оценка выступления гимнастки складывается из трех критериев — сложность, артистичность и техника выполнения. "Точно определить победителя невозможно. Здесь нет "чистого" результата, как в плавании или легкой атлетике", — говорит Лариса Новикова, преподаватель Российского государственного университета физкультуры, спорта и туризма. В художественной гимнастике нельзя забить гол или быстрее добраться до финиша — надо полагаться на судей.
Раньше все судьи вместе судили спортсменок по всем статьям. Теперь их разделили на три отдельные судейские бригады, и у всех своя зона ответственности. В каждую бригаду входят по четыре судьи: самая высокая и самая низкая оценки отбрасываются, из двух оставшихся выводится средняя. Эта мера считается прогрессивной. "Осталось только видеоповторы, как в фигурном катании, ввести: тогда судья не сможет сказать, что, мол, не увидел, выполнил спортсмен элемент или нет", — считает Новикова.
Впрочем, даже с тремя судейскими бригадами проблема объективности не решилась. Если для оценки сложности и техники исполнения еще есть какие-то критерии, то "посчитать" артистичность никак не получается. Здесь нужно не только увидеть, но и услышать, попал спортсмен в музыку или нет. Не всем судьям это под силу. "Некоторым медведь на ухо наступил, но это судить им не мешает", — говорит одна из экс-гимнасток. Предпочтение в таком случае часто отдают заведомым фаворитам. Фаворит же в художественной гимнастике всегда один — российская сборная.
Лариса Новикова не согласна с тем, что судьи невольно дают фору российским гимнасткам. Да, говорит она, у России самые сильные позиции в сообществе художественной гимнастики, но на результате это не сказывается. Главное, считает она, — российская школа воспитания. Такой нет нигде в мире. Если во многих европейских странах художественная гимнастика — один из методов развития ребенка, то в России целенаправленно готовят чемпионок. Новикова рассказывает, что в той же.

telegrafua.com, 02.10.09

скачать dle 11.3
Вернуться назад